Нововведения в торговле могут быть различными. Главное, употребить их к месту. Естественно, «свежие» фишки всегда притягивают внимание. Однако, стараясь обойти конкурентов, нельзя реализовывать все идеи подряд. Затраты на претворение в жизнь проекта могут в разы превысить полученную прибыль. И забывать об этом было бы непростительной ошибкой.
В последнее время рекламщики пристально изучают возможности QR-кодинга. Но может ли он быть еще чем-то полезным для торговли? Либо реализация каких-либо задумок с использованием данного метода станет не более чем досадной оплошностью?..
QR-кодинг давно не новое понятие
- QR-код («Quick Response» переводится как «быстрый отклик») – это всего лишь одна из разновидностей штрихкодов. Но в то же время нельзя обойти вниманием его значительного преимущества. QR-код, который также называют 2Д-кодом, способен скрыть в себе значительно больше информации, чем обычный 8-битный или даже расширенный 16-битный barcode (штрихкод). Удивительно, что QR-код уже нельзя отнести к новинкам. Он был придуман японской компанией Denso-Wave еще в 1994 году с целью увеличения объема передаваемой информации. Мероприятия по разработке начались не случайно: обычный стандарт уже не мог удовлетворить все потребности.
Использование QR-кодов в Японии и других азиатских странах быстро стало обычным делом. Пика своей популярности QR-кодирование достигло в 2000 году, благодаря появлению мобильных телефонов с камерой. Действительно, гораздо удобнее не набивать данные в компьютер или телефон, а просто поднести камеру к небольшому квадратику и вся необходимая информация станет на свои места – производитель, название, размер, дата производства, ссылка на сайт поддержки. Для двухтысячного года – это был настоящий прорыв, позволивший создать универсальное средство мгновенного обмена информацией между различного типа носителями.
Сегодня QR-коды – это устоявшийся стандарт, под который написано большое количество ПО, работающего на различных платформах. И несмотря на то, что мы не в Японии я уверен, что читатели запросто найдут в своей комнате предмет промаркированный QR-кодом — взглянув хотя бы на процессор в компьютере.
Шифровка информации
- Объём хранимой информации стандартного QR-кода - до 4 296 символов, или до 7 089 цифр. Он позволяет кодировать абсолютно любые типы данных. Дело в том, что шифруется только текст, а информационные теги можно вставлять абсолютно любые. Программа как зашифрует текст, так и расшифрует, а привязка по ключевым тегам осуществляется уже на уровне подстроек. Правда, какое-то время назад в QR-кодинге были ограничения на использование мультиязычных символов, попросту говоря, они не понимали русского языка. Но с приходом кодировки UTF, все разногласия ликвидировались. Теперь QR-коды можно использовать не только для передачи контактной информации, но и в более сложных проектах.
Например, весной 2011 власти США утвердили новый образец QR-стикеров, который с 2013 года в обязательном порядке появится на всех новых автомобилях Америки. На этих наклейках указана масса полезной информации, включая среднее потребление топлива по трассе, городу и в смешанном цикле. Для электромобилей указывается количество потребляемых киловатт-часов на 100 миль и время подзарядки.
QR-кодинг в мировой торговле
- В мировой торговле продукция все чаще маркируется QR-кодом, а не штрихкодом. Данная тенденция, в первую очередь, объясняется тем, что QR-код - это открытый код. Следовательно, его можно использовать на логотипах в виде ссылки на более подробную информацию о продукте либо компании. QR-кодинг удобный и бюджетный вариант для производителей. Зачем с какой-либо продукцией передавать целый журнал, когда можно просто указать, где в Глобальной сети можно найти полезную информацию.
Нововведения для туристов
- Недавно было принято решение - для поднятия туристической и инвестиционной привлекательности - в наиболее людных местах (на вокзалах, в крупных торговых объектах, у достопримечательностей города) нанести QR-коды с заложенной в них информацией разной направленности. Это могут быть сведения об объекте, на который он нанесён: время работы, предоставляемые услуги, стоимость, маршрут и так далее. В систему технологии QR-кода вошли музеи, отели, театры, объекты общественного питания, развлекательные и торговые центры, банки и банкоматы, магазины фирменной торговли, медицинские и общеобразовательные учреждения. Почему считается, что такое нововведение перспективно, лично я не понимаю (к тому же ни в одной другой стране такой метод не практикуется). Ведь куда проще напечатать подобную информацию в виде табличек на обычном - человеческом языке. Тем более, что QR-коды, по своей идее должны содержать ссылки на страницы информационных сайтов, а не простой текст. Здесь также следует учитывать стоимость мобильного интернета: в роуминге она отнюдь не способствуют его использованию туристами, значит, зашифрованные послания будут доступны только местным жителям.
Белорусские перспективы.
- К нам QR-кодинг пришел с опозданием больше чем в 10 лет. И он у нас только на уровне рекламы. То есть его активно рекламируют, стараются где-то внедрять. Но говорить о широком применении в белорусских реалиях пока не приходится.
QR-код нельзя встретить на отечественных товарах… А ведь таким кодом можно маркировать все товары, нуждающиеся в дополнительной информации. Таким образом, можно сэкономить - не вкладывая в каждую коробку книжку с инструкцией на всех языках. У нас все делается по-старинке. Видимо, нет потребности в подобных нововведениях или не остается сил на это после оформления всех необходимых по законодательству документов.
Стоит обратить внимание на тот факт, что ПО, которое занимается шифровкой, в Беларуси уже есть. Однако у нас нет распознающего ПО, оно поставляется в РБ лишь с современными телефонами.
О пользе QR-кодинга для белорусской торговли
- QR-кодинг полезен, как минимум, быстрой передачей данных. Он может стать прекрасным носителем сопроводительной информации.
Если говорить конкретно о торговле, то здесь подобное кодирование может значительно упростить бухгалтерские работы торгового объекта. Можно просто дооборудовать программы «1С» и «Галактика» веб-камерой и программируемым модулем, и мы получим максимальную скорость работы бухгалтерии. Как известно, у нас не везде проложены сети. К примеру кладовщику нужно отпустить товар. Соответственно, ему приходится совершить несколько операций, проверить наличие на складе, вбить данные в комьютер и т.д. А теперь представьте, что у него есть возможность поднести накладную с QR-кодом к камере, и товар спишется. Это намного проще стандартной процедуры. При этом не придется набирать какие-либо данные, будут определены моментально. Как видите, экономия времени колоссальная!
Сопроводительный документ с QR-кодом может, например, открывать ворота. То есть для того чтобы машину с продукцией пропустили на территорию водителю достаточно поднести такой документ к считке.
Не менее полезным приспособлением QR-код может стать и в торговых залах. В магазинах бывает стоит на прилавке просроченная продукция. Чтобы выявить у какого товара истек срок годности, приходится внимательно рассматривать каждую упаковку. В то время как QR-код, содержащий информацию о сроке реализации и наклеенный на товары, позволит очень быстро выявить просроченные товары. Для этого будет достаточно просто пройти с телефоном по торговому залу.
Креатив для рекламы
QR-кодинг часто используется в рекламе. Он передает большое количество информации и позволяет расширить стандартные методы рекламы, предоставляя на волю фантазии оригинальный инструмент, способный привлечь внимание своей секретностью (конечно, секретность в данном случае понятие весьма относительное, но все же…). Наибольший интерес у аудитории вызывают сообщения, в которых подчеркнуто, что за квадратом скрываются возрастные или прочие ограничения. Так Сalvin Klein разместил на нью-йоркской Хьюстон Стрит биллборд, содержащий только название бренда и QR-код. Прохожие, использовавшие свои смартфоны для распознавания кода, получают ссылку на рекламный ролик бренда со "взрослым" контентом.
QR-кодинг для производителей и продавцов
- Если задаться вопросом: кому быть инициатором внедрения системы: продавцу либо производителю? То ответ однозначен: QR-кодинг должен вводить производитель! Магазин может лишь оптимизировать работу бухгалтерию за счет QR-кодинга Да и то здесь могут быть нюансы. То есть необходимо рассматривать две ситуации.
- Если все магазины снабдят бухгалтерские отделы подобным нововведением;
- Если документы будут маркироваться QR-кодом лишь в одном магазине.
В первом случае выгоды очевидны. Во втором магазин-новатор станет «белой вороной», постоянно раздающей абсолютно бесполезные для всех бумажки.
Другие интересные статьи: